Самые классные российские комедии последних лет – 27
Самые классные российские комедии последних лет – 27
Парочка веселых картин от авторов, отношение к которым в России неоднозначное. Это братья Андреасяны и Марюс Вайсберг. Не всегда их фильмы всех устраивают (Вайсберг, конечно, работает более ровно и качественно), но на этот раз действительно заслуживают внимания.
«Неприличные гости»: удачный ремейк
Виктор (Максим Лагашкин) и Ольга (Екатерина Стулова) выплатили ипотеку за квартиру с видом на лес. Но вместо леса уже новая трасса, а соседи за стеной не дают покоя страстными криками. А тут еще Ольга позвала этих соседей на ужин.
В итоге к ним приходят те самые неприличные гости Дмитрий (Павел Прилучный) и его жена Лина (Зепюр Брутян). И начинается череда пикантных диалогов о личной жизни. В ходе которых Виктор и Ольга узнают, что соседи тоже слышат их крики, только не от утех, а от конфликтов.
Учитель русского языка Виктор ошарашен бесцеремонностью Димы, у которого каждая фраза идет с вербальной двусмысленностью или с дерзкими жестами. Или с тем и другим сразу. При этом Дима явно проявляет интерес к супруге соседа, а Лина подмигивает Виктору.
Фильм представляет собой вольный ремейк испанского ситком-хита «Соседи сверху» (2020), который уже пересняли в Швейцарии и Италии. Постановщик Гога Мамаджанян – дебютант, но это большого значения не имеет, так как есть сценарист Гайк Асатрян, давний автор фильмов братьев Андреасянов, да и они сами – в качестве продюсеров.
Несмотря на наличие первоисточника, Андреасяны освежили историю. И даже добавили в сюжет парочку персонажей Владимира Сычева и Янины Студилиной. Удачное решение.
Известно, что фильмы Андреасянов часто заносит не туда. Но тут готовая и успешная история задает рамки, не позволяя киношным авантюристам заниматься глупостями. Им остается лишь грамотно адаптировать старые шутки и добавить новые, с национальным оттенком. В целом это получилось.
«Я воспитан по-другому. На русской классике, на любви верности и чести. И я не понимаю, как можно любить одного, а спать с другими».
«По-моему, это и есть основной сюжет русской классики».
Есть и добротные философские высказывания, которые полезны для разговорной комедии.
«Ревность рождается в дефиците. А в профиците, если любви и заботы с головой, ревности нет».
Если говорить о шутках ниже пояса, то при всем их обилии за авторов не стыдно. Всё дело в грамотно выбранной мере условности и в мастерстве Прилучного, конечно. По большей части за адюльтерный юморок отвечает он.
Хитрость в том, что смеется зритель в основном не над шутками на удивление раскрепощенного соседа Дмитрия (хотя и это не возбраняется, дело вкуса), а над ним самим, над его избыточной самоуверенностью и напористой демонстрацией альфасамцовости. Кстати, дальнейшее развитие сюжета покажет, что взгляд на юмор с такой точки зрения верный.
«Конец Славы»: герой Деревянко упал с небес под землю
Успешный эгоистичный актер Слава Агеев (Павел Деревянко) теряет популярность и контракты. Александр Ильин и другие актеры отказываются с ним работать, да еще иски и неустойки. Кульминация происходит на премьере «Холопа 2», когда Слава назвал холопами коллег и журналистов.
«Холоп» упомянут со смыслом: кроме того, что Деревянко там играл Наполеона, да еще Славу тоже ждет авантюрная инсценировка с опциями просветления, перевоспитания и экзистенциального кризиса.
Чтобы откатить всё назад, он и агент Антон (Сергей Чирков) идут на авантюру, о которой не рассказали даже влюбленной в Агеева директору Маше (Дарья Урсуляк): ради переоценки обществом ценности Славы Агеева его решили временно похоронить.
В итоге коллеги, как и задумывалось, грустят. Даже главный конкурент Максим Лагашкин. Игорь Жижикин, Леонид Барац, Галустян, Яглыч, Рева, Киркоров… с соболезнованиями выступает куча топов. Сначала всё по плану, но потом комедия скрещивается с камерным триллером в духе «Погребенного заживо».
Новый удачный фильм Марюса Вайсберга. На этот раз снова с пародией. Стёб в основном над миром шоу-бизнеса. Выходит, и над собой. И над Деревянко, одним из давних актеров фильмов Вайсберга («Ночная смена», «Ржевский против Наполеона»).
Деревянко уже не первый раз играет представителя элит, временно упавшего с небес на землю («Как Деревянко Ломоносова играл», «Домашний арест», «Беспринципные»), на этот раз даже под землю. И ему идет такое амплуа.
Элемент экзистенциальной драмы в гробу выглядит искренне (тут заслуга не только самого Деревянко, но и Дарьи Урсуляк, чья героиня так убедительно верит в Агеева, что и зритель в итоге готов простить этому мажорику почти все прегрешения).
И, конечно, фильму на пользу стилистика выживальческого триллера. При этом всю картину камерной не назовешь: тут есть даже пышные костюмированные сцены в стиле классики, вроде картины «Раба любви» (выбор не случайный ведь фильм Михалкова и Кончаловского тоже про мир кинематографа).