Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века (часть 35)
Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века (часть 35)
Один хоррор для поклонников Лавкрафта, другой для фанатов «Ведьмы из Блэр». Пара дерзких ужастиков, работающих на старых культах.
«Брешь»: дело Лавкрафта живет
Канадский хоррор «Брешь» (The Breach) 2022 года, неправильно названный в РФ «Сбой времени», может понравиться любителям экранизаций фантастики Говарда Лавкрафта. Конечно, не стоит путать его с «Брешью» (Breach) 2020 года, слабеньким ужастиком с Брюсом Уиллисом.
Перед отставкой шериф Хокинс расследует последнее дело: в лодке нашли похожее на скульптурный памятник искусству бодихоррора тело жившего в глуши доктора физики Портера. В хижину ученого с полицейским идут его бывшая подруга Мег (Эмили Алатало, Spare Parts, Канун Дня всех святых 2) и ее бывший парень Джейкоб.
Оказывается, в доме ученого стоит коллайдер. И у него была причина испытать изобретение на себе. По «Человеку-невидимке» и фильму «Муха» (не говоря уж про комиксы) известно, что такие опыты генерируют нездоровую канитель. Вот и сейчас всё плохо. Хуже, чем в «квантовой» фантастике «Созвездие», при том, что состояние суперпозиции тут тоже то ужасает, то дарит надежду.
Научно-фантастическая обстоятельность роднит картину с лучшими работами Лавкрафта. И дела тут серьезные и печальные, чем в любимых нами эксцентричных и довольно веселых экранизациях Гордона и Паоли.
По части жути сравнения просятся суровые. Существо на чердаке напомнит классный лавкрафтовский «Цвет из иных миров», а заигрывание науки с мистикой сближает «Брешь» с хоррор-фантастикой вроде «Сквозь горизонт».
Предыдущий фестивальный хоррор «Последняя воля и завещание Розалинды Ли» режиссера и сценариста Родриго Гудиньо Клайв Баркер назвал «беспрецедентным». «Брешь» тоже производит яркое впечатление, если не открытия, то уж точно смелого и интересного эксперимента.
«Адская пасть Мохаве»: кровавый пазл на черном экране
Завораживающее название для фильма придумали в России, в оригинале совсем иначе: The Outwaters (придуманный режиссером неологизм).
Фильм начинается с фотографий женщин Мишель и Анжелы и двух братьев Скота и Роби (музыканты с режиссером, поехали в дикие места снимать клип), пропавших в пустыне Мохаве летом 2017 года. Затем следует титр, согласно которому мы будем смотреть записи с найденных в 2022 году SD-карт.
Типичное начало в поджанре «найденная пленка». Позже окажется, что происходящее на экране настолько безумно, что объяснить это гораздо сложнее, чем «Ведьму из Блэр». Или наоборот – проще.
Тут уже а выбор зрителя. Режиссер и сценарист Робби Джо Бэнфитч – фанат «Ведьмы из Блэр» и обещал, что снимет нечто дикое, выводящее эстетику found footage на новый уровень. В принципе, ему это далось. Но какой ценой!
Еще во время ночевки героев в Лос-Анжелесе, героев беспокоят подземные толчки и капризы погоды. Затем они выбираются в пустыню, залезают в старую шахту, купаются в озере, бродят по холмам. Ночью вновь переживают странные погодные явления: грохот, толчки, суету муравьев, нечто похожее на шаровую молнию… А потом начинается совершенное безумие.
Вместо мути с видеокассеты 90-х пугающую непонятность в кадре создает резкое уменьшение площади видимой картинки, эффект фрейминга, создаваемый лучом фонарика по ночам. При этом луч часто настолько узкий, что мы вынуждены длительное время наблюдать за сменой на экране маленьких фрагментов общей картинки, похожих на кусочки большого пазла.
Вот мелькнуло лицо, измазанное чем-то красным, кисть руки тянет шнурок палатки, часть ноги, плеча, какой-то странный камень, что это на земле, чьи-то зубы? А это, кажется, топор… при чем тут топор, мы же думали, что будет мистика, а не слэшер… Временами луч фонарика становится шире, но это ненадолго, адский фрэйминг беспощаден.
Когда измотанный зритель (можно посочувствовать тем, кто сидел в кинозале) доживает до утра, легче не становится. Видимо, автор записи тоже устал, съемка ведется криво, а пустыня рождает такой ошарашивающий бред, что кажется, герой снимает собственные галлюцинации, с прыжками во времени и пространстве, повторяющими картинки прошлого дня, да еще эти ползающие и визжащие штуки, похожие на ожившие кишки…
Уф… Поскольку автор объяснять происходящее не собирается, и мы не будем. А то страшновато. Основной вариант таков: герой с камерой напуган тем, что было совершено ранее, причем, вероятно, он это и совершил.
Возможно, изначально виной всему действительно было некое вещество, как в «Спайс бойз», но далее без мистики не обшлось. Это похоже на адски закольцованную экзекуцию. Или не закольцованную, а закрученную в спираль, но от этого ничуть не легче. Очевидно одно: всё это невыносимо жутко.