Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века (часть 32)
Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века (часть 32)
Два новых хоррора с крепкими корнями. Один опирается на великолепную ирландскую работу «Песнь Дьявола», но заходит дальше на пути сделок с нечистью. Второй отталкивается от рассказа Стивена Кинга и становится его продолжением.
From Black: есть сходство, но не с «Астралом»
Фильм From Black в России, как часто водится, окрестили по-новому, со спекуляцией на популярной киносерии: «Астрал. Женщина в черном». А еще это отличный пример хорошей картины с сильно заниженной зрительской оценкой.
В прологе-флешфоварде полицейские находят в пустом доме со следами колдовского ритуала и размазанным повсюду чем-то красным сидящую в ступоре женщину Кору. Затем отправляемся в прошлое и видим события, в результате которых зависимая Кора потеряла пятилетнего сына.
Прошло семь лет, Кора трезвенница, но не нашла силы полноценно жить дальше. Ее сестра Брэй тоже страдает: стены в ее доме увешены фото по делу об исчезновении мальчика.
Однажды героине берется помочь начальник группы зависимых Абель (Джон Алес), что верит в мрачную версию мульта «В поисках Немо»: вся история в голове отца, сгубившего сына и плывущего за мыслями о нем (матчасть: Рыба-Клоун ест свою икру, а Немо переводится как «никто)». Абель заявляет, что вернул умершую дочь, и советует поступить так же.
Дальше: медленная и печальная подготовка ритуала, который приведет к прологу, что мы уже видели. Тут события фильма сильно перекликаются с другим фильмом, но не с «Астралом», а с классным ирландским хоррором Dark Song (в России назвали «Песнь Дьявола»). Тут сходство не только в самой идее, но даже в мелких деталях подготовки ритуала. Но это только на первых стадиях мистического действа, после них кино идет своим путем.
В первой половине фильм лиричный, с достоверной печалью, тоской по утрате. Неторопливый, без лишней суеты. С отличной работой актрисы Анны Кэмп. А затем кино становится сюжетно более закрученным, чем Dark Song, и более формально хоррорным. Соединение авторского и мейнстримного ужастиков классно работает.
Настоящее смешивается с двумя слоями воспоминаний, основное действие сюрреалистически проваливается в другое измерение. Да еще ходит серьезный такой демон с бараньими рогами, которого можно было назвать «женщиной в черном» только совсем без знания материала. Локализаторы снова всё опошлили, хотя фильм очень хорош. С другой стороны, именно в России From Black хоть немного подзаработал, собрав треть миллиона долларов.
«Бугимен»: довольно жуткий фильм по Кингу
Фильм по мотивам The Boogeyman Стивена Кинга поставил британец Роб Сэвидж, что в 2018 году выпустил неплохой ужастик Host в стиле скринлайф Тимура Бекмамбетова («Убрать из друзей»). И сценаристы сильные: автор «Черного лебедя» Марк Хейман и дуэт Скотта Бека и Брайана Вудса, создавших «Тихое место», «65», Haunt.
Оставшийся без жены психолог Уилл Харпер (Крис Мессина) принимает дома клиентов и воспитывает двух дочерей. Когда девочки были в школе, к нему без записи пришел отчаявшийся мужчина с рассказом о том, как потерял троих детей. Гость говорит, что его преследует некий теневой монстр из шкафа… Это как раз история из рассказа Кинга.
После визита клиента начинаются проблемы и в семье Уилла. Чтобы разобраться в них и избавиться от бабайки, придется навестить дом того мужика… Как часто бывает у Кинга, это история не только про монстра, но и про семью. Про родительские и детские сложности. Уилл, хоть и профи, оказывается сапожником без сапог, боится в одиночку растить дочерей.
У маленькой Сойер страх темноты и выпадающие зубы, да еще она после смерти матери со старшей сестрой Сейди ходит к психологу (рядом есть отец-психолог, но ему трудно отделить личное от профессионального).
В Кинопоиске написано, что на некоторых сценах зрители кричали, заглушая реплики героев. Наверно, стоит вести себя в зале культурнее. Но правда в том, что хоррор для семейного поджанра действительно жесткий и может напугать. Правда, для этого придется простить режиссеру некоторые слабости. Например, намеренное нагнетание полумрака в современном доме, при том, что четко сказано: Бугимен любит этот полумрак.
Особенно автору удаются выскакивания. Уметь создавать качественные бу-эффекты дано не каждому, хоть это и кажется простым. Также есть актуальный элемент бодихоррора. Да и сам монстр (как человек, превращающийся в паука) достаточно телесный и реальный, что вызывает уважение.
И схватка с букой, как часто бывает у Кинга, тоже телесная, по принципу «если у него идет кровь…». В этой части фильм роднится с «Оно» и так же делает образ Бугимена метафоричным. Правда, что это за метафора, большой вопрос.
Вероятно, это образ съедающей человека боли от потери. Хотя такой вариант выглядит не по канону: первый мальчик пациента Биллингса у Кинга встретился с букой не на фоне потерь, да и семья была любящей. Причина была иной.
Но у Биллингса в фильме на эту тему есть отговорка. Он признается, что выбрал психолога, недавно потерявшего жену, неспроста. Надеялся, что тот лучше поймет. А потом заявляет: «Даже если первая смерть была случайной, она сделала нас уязвимыми».
Впрочем, есть более сложный вариант, примиряющий рассказ с фильмом. Наверно, в Бугимене также заложена метафора родительского страха, который, конечно, так или иначе связан со страхом потери и усугубляется потерей.
– Мне очень жаль. Даже представить не могу, что вы пережили.
– У вас есть дети. Значит, можете.
В книге Биллингс признается как страшно было думать о будущем детей, как он прятал за грубостью и жесткостью воспитания свои неуверенность и тревогу. В фильме этого нет, но тут родительские тревоги озвучивает сам Уилл Харпер. Значит, на уровне иносказаний тут все выглядит нормально (хотя это осознали далеко не все критики).
И поэтому удивившая некоторых критиков легкость, с которой семейка психолога воюет с букой, тоже объяснима. Просто авторы фильма выстроили борьбу со страхами в духе «Оно». Значит, вполне по-кинговски.