
Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века (часть 31)
Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века (часть 31)
Три недавних фильма. Пара европейских и американский. Ничего такого уж общего между ними не вижу, поэтому красивых обобщений в лиде не получится. Главное, что кино хорошее.
«Девушка для причастия»: жаркая Испания
Новый переименованный хоррор. The Communion Girl превратили в «Заклятье. Первое пробуждение». У прокатчиков любимые слова: «астрал», «реинкарнация», «заклятие», «проклятие». Гоняют их по кругу.
Переехавшая с родителями в небольшой городок Сара (Карла Кампра, «Вероника») едет в клуб с подругой Ребе. Ночью они по глупости садятся в машину к гопникам. И чуть не наезжают на девочку в платье для первого причастия. Девочку видит одна Сара, другие удивлены, что она описала героиню местной легенды. Следуя по следам девочки, Сара находит куклу.
Фильм с киношной зернистой ретро-картинкой, с теплыми яркими цветами и светотенью, создающей атмосферу солнечного юга. Кажется, тут даже вечером жарко. А теплота реального мира хорошо контрастирует с синюшностью провалов, в которые затягивает девочка с куклой.
Да еще телесность в показе актеров. В общем, Испания, какой ее привык и хочет видеть массовый зритель. К этому добавляется ламповость 80-х.
В такой атмосфере легко согласиться на старомодный грим нечисти, на нагнетание саспенса хлопаньем дверцами, на не самый новаторский сюжет с корнями в «Звонке» и «Темных водах».
Виктор Гарсия ранее снимал неудачные сиквелы, вроде «Зеркала 2» и «Восставший из ада: Откровения». Покорение Америки получалось не очень. «Девушка для причастия» стала дебютом на испанском. И это гораздо лучше, чем второсортный продукт для США.
В итоге именно это кино стало для Гарсия успешным и собрало 3,3 млн. В одной из рецензий написали, что главное достоинство тут отсутствие амбиций. Иногда так бывает. А еще это про «где родился, там пригодился»; «надо писать о том, что знаешь»; «дома и стены помогают» и т. д.
«Ночная сирена»: в лесах Словакии
В прологе девочка Шарлотта, за которой ползает змея, становится причиной несчастного случая с сестрой Тамарой на обрыве. Затем возрастная женщина Атилла отходит в мир иной в окружении змей…
Шарлотта приезжает в деревню, где потеряла сестру и встречает Миру, зарабатывающую сбором лестных трав и загорающую под лунным светом, как ведьма. На Шарлотту тоже смотрят как на дочь ведьмы, пока она пытается понять, что происходит. Может, не зря. У нее есть странности.
У фильма 100 % на RT, он хорошо съездил в Локарно. Очень тихий этнохоррор из Словакии с любовью к природе и сельскому колориту. Странные традиции обливания водой, солнцестояние с танцами вокруг «пионерского» костра, сжигание чучела, беготня по лесу… Сюрный шабаш с телами, словно в фосфоресцирующем грибке, изгибающимися в залитом красным светом лесу, как в джалло Ардженто.
Также силен детектив с загадками из прошлого и в настоящем. И с жестким развитием событий, в которых основной страх исходит от местного населения. Строго говоря, это не мистический фильм, а скорее некий магический реализм. И не такой уж ужастик, но санпенса с избытком.
«Все страхи Бо»: если у тебя паранойя, это не значит…
В прологе мать Бо истерит в роддоме, заявляя, что врачи уронили малыша. Далее Бо Вассерман (Хоакин Феникс) говорит с психиатром, который должен успокаивать, но скорее тревожит… Бо идет домой по маргинальному кварталу, что пострашнее сообщений газет СССР о загнивающем западе.
Очень похоже на реальные картинки из крупных американских городов. Пока что Бо не выглядит параноиком. По телеку говорят о серийном Имениннике с ножом. А потом сосед донимает на тему громкости музыки, которой так-то вообще нет. Атмосфера гораздо более душная, чем в «Лето Сэма». Бо просыпается не в лучшем состоянии, а ведь надо было ехать в аэропорт, на встречу с матерью по поводу годовщины смерти отца…
Ари Астер, автор хоррор-хитов «Реинкарнация» и «Солнцестояние», решил совместить психопатологический и экзистенциальный хоррор с социальной сатирой. Начало очевидно отсылает к «Лету Сэма», это я уже говорил. Пребывание Бо под опекой семейной четы, потерявшей сына в иракской кампании, перекликается с «Заводным апельсином».
Бо бегает по лесу как в «Повелителе мух», залезает в этно-хоррорную секту. Попадает в театрализованную и анимированную метасказку с аллюзиями на живопись от «Американской готики» до «Возвращения блудного сына». Слушает странный рассказ Странного человека в исполнении канадского ветерана хоррора Джулиана Ричингса…
Тема гиперопеки со стороны матери роднит фильм с «Реинкарнацией». Немного жаль только, что почти всё в итоге к ней и сводится. Ведь начиналось остросоциально-сатирически.
Кульминация и развязка хороши в психоделичности, безумном упаковывании предыдущих сюжетов приключений Бо в мир его отношений с мамашей. К исполнению вопросов нет. И даже имеется некоторый элемент соцсатиры в ситуации с богатой мамой Бо.
Вроде, всё в порядке. Конечно, хотелось ближе к финалу чего-то более невероятного, страшного или хотя бы трогательного. Но стоит ли смотреть дареному коню в зубы? Но мы увидели три часа такого сумасшествия, что желание его отредактировать выглядит как-то нескромно.