Сериал “Хор”. История детского хора и фантазии в кино. Прототип и Архетип в голове режиссера
Сериал “Хор”. История детского хора и фантазии в кино. Прототип и Архетип в голове режиссера
На первом канале с успехом прошел сериал “Хор”. Фильм получил высокий рейтинг, хотя отзывы о нем противоречивы. Это кино довольно долго (с 2019г.) ждало выхода на большой экран и его открытие для большой аудитории произошло, так понимаю, к 90-летию гениального хормейстера Виктора Сергеевича Попова (1934-2008), руководителя Большого Детского хора Радио и Телевидения (БДХ). По мотивам истории БДХ и был создан сериал Алены Райнер.
Хотя режиссер и сценарист Алена Райнер отрицает наличие прототипов у главных героев сериала, очевидные ассоциации с реальными людьми возникают. Прежде всего, речь идет о руководителе БДХ В.С.Попове и юном певце хора Сергее Парамонове. Такое “открещивание” в плане персонажей, впрочем, не столь удивительно. Ведь в сценарии история БДХ как бы перевернута, судьбы людей и коллектива изрядно изменены. Режиссер пытается показать некую модель детского хора – как раз не от Радио и Телевидения, который живёт и борется в советской реальности. В кинорассказе сплетаются проблемы взрослых и детей, творчества и его регламентации, добавляется элемент “клубнички”, из-за которой сериал, видимо, долго не пускали на большой экран, и вершится всё действо на патриотической ноте. Начав смотреть это кино нелинейно – с 4 серии – Песни года, я лично был ошарашен недетской постановкой вопроса. И заинтригован, в сериале, в его замысле, просматривался свет. Соглашусь с тем, что этот светлый воспитательный аспект – главное для художественного произведения. Однако оставлю тему для авторов, работающих во вневременной плоскости.
Хотя режиссер Райнер апеллирует к неким архетипам, якобы существующим в коллективном бессознательном зрителей, в настоящем очерке стоило бы разобрать посылки картины с исторической точки зрения. « Взрослый » посыл в кино читается довольно просто – творческая бескомпромиссная личность (руководитель хора Грачев) противостоит советской идеологической системе, которая в какой-то момент его выкидывает за борт. Музыка, голоса в этом контексте выступают как инструмент, способ донесения высоких духовных ценностей до людей. Ярким положительным моментом, показанным в сериале, является коллективная работа в хоре, которая способствует личностному росту, как школьников, так и взрослых. Всё это хорошо, однако причём здесь партаппарат?
Мне кажется, что в каком-то смысле режиссер в этом сериале выступает судьей, сводит счёты с советской системой контроля за искусством ( а походя и за наукой). Историческим основанием для этого является, однако, не контроль за детскими хорами и их репертуаром, а так называемая лапинская чистка эстрады в 70 годы. Приход в Гостелерадио СССР в 1970г. нового руководителя Сергея Лапина ознаменовался ужесточением идеологической требовательности при выборе репертуара советских исполнителей, совмещающейся в эти годы с ростом негатива в отношении Израиля и лиц, связанных с ним происхождением. Лирические (аполитичные) песни тогда стали предметом критики, которая привела к удалению с эстрады Л. Мондрус, А.Ведищевой, Н.Бродской, В.Мулермана и др.
Отзвуком этих баталий в сериале стал сюжет вокруг негласного запрета исполнять хору Грачева песню “Погоня” из фильма “Неуловимые мстители”. В качестве аргумента для запрета звучит положение о том, что автор песни (фамилия Френкель не звучит) отказался подписать какое-то письмо политического содержания. Действительно, в интернете можно прочитать о том, что Ян Френкель не подписал где-то в 70-е годы письмо против « мирового сионизма”. Кроме того, известно, что фильм “Неуловимые мстители” в конце 70-х начале 80-х лёг на полку (не показывался) из-за критического отношения Гостелерадио к ряду актеров (вкл. С.Крамаров) и режиссеру (Кеосаян). Но вместе с тем в интернете вы сейчас можете найти и послушать записи песни “Погоня” в исполнении Большого Детского хора в 1980 и 1982гг. Более того, БДХ исполнял песню “Погоня” на песне года 1972 – 1 января 1973г. В сериале этот исторический факт не включен в сюжет.
Райнер “на песне Года” ограничилась песенкой крокодила Гены и её оглушительным успехом. Это верно, БДХ с солистом Сергеем Парамоновым исполнял “к сожалению, день рождения” 1 января 1973 года на бис, т.е. два раза пел одну песенку в эфире центрального телевидения.
В сериале мы видим скептическое отношение дирижёра Грачева к советским песням и его тяготение к классической музыке. У его настоящего прототипа Виктора Попова отношение было иное. Процитируем его интервью 2002г. “У нас много было всяких проблем… С Дмитрием Борисовичем Кабалевским (композитор – О.Д.), с которым я очень дружил и с которым имел хорошие контакты, у нас были с ним очень серьезные разногласия. Он, скажем, был противником того, чтобы детское творчество вообще развивалось в сторону приближения к общей (зрительской – О.Д.) массе. А ведь мы же ставили задачу какую? Воспитание всех детей. И, скажем, когда мы спели «Песенку крокодила Гены» Шаинского, он был просто вне себя. Ругался и говорил: «Как же так можно? Это значит портить вкус детям!” А я всегда стоял на такой позиции, что это, может быть, и не самая высокая музыка, но… мы забываем часто, откуда все идет. Все воспитание детское идет с песни…. Все забывают, что это не «пионерская песня», не «советская песня», а это история развития детской песни. В ней всегда будут разные аспекты, прежде всего связанные, естественно, с тем государством, которое эту песню продвигало.”
Иначе быть и не могло. Ведь при создании хора в 1970г. Попов и его коллеги: “решили набрать такой коллектив, в котором были бы обычные ребята, лучше те, кто не посещает музыкальную школу. Чтобы это были, как бы от сохи, от земли дети, с хорошими музыкальными данными, но нигде специально не занимающиеся”. В отличие от киногероя Грачева у Попова для классической музыки был хор мальчиков Московского хорового училища, дирижером которого он стал по приглашению А.В. Свешникова в 1970г. Очевидно, Виктор Сергеевич мог выпускать “пар” высокого искусства в профессиональном хоре. При Попове, кстати, в 70 годы хор Московского хорового училища был снова допущен для выступлений в Филармонии.
Что может ввести в немалое историческое заблуждение зрителя, так это утверждение Грачева (в первой серии) чиновнику Минкультуры, что такой детский хор, как у него, только один. Это чистая фантазия киношников “в угоду” создания образа непреклонного борца с системой. Райнер перевернула ситуацию с ног на голову. Уж кто-кто, а Виктор Попов был всегда в фаворе советской власти. Знаменитый детский хор под его руководством создавался по предложению со стороны студии музыкального вещания Гостелерадио СССР. Правда, сначала Попову предложили организовать взрослый хор на Радио. Однако руководитель Академического Большого хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио Клавдий Борисович Птица воспротивился идее появления второго хора в одной организации. И тогда Попову предложили создать детский хор, поскольку Гостелерадио здесь отстало от других. При Ленинградском радио и телевидения детский хор существовал уже с 1955г.! К середине 60-х годов движение ДХС (детских хоровых студий) по стране окрепло, причём развитие хорового пения не произошло бы без поддержки Минкультуры, так как вполне отвечало культурно-идеологическим установкам воспитания советского человека. Тот же Попов отмечал, что к 1970 в Москве работали сильные детские коллективы Соколова, Струве, Дунаевского (в ЦДКЖ), ансамбль Локтева.
Так почему же именно хор Попова оказался на Песне года? Необыкновенный коллектив нашел и пустил на сцену руководитель Гостелерадио Лапин, как-то показано в сериале? Вобщем то ответ будет попроще. Лапину не надо было ничего искать. Благодаря таланту Попова и хорошему репертуару отличный детский хор Гостелерадио у него был под рукой, а Песню года, напомню, организовывало само телевидение. Вот и оказался БДХ в эфире на первой Песне года 1971 – 1 января 1972г. с песнями “Взвейтесь кострами” и “Трус не играет в хоккей”. А на песне Года 1972 ведущая уже сообщала, что за 1972 год ребята успели стать лауреатами международных конкурсов в Болгарии и Италии. Старшая группа хора «Юность» выиграла в августе 1972г. III премию на конкурсе в Ареццо (Италия). Вспомним, как в сериале “Хор” партийные злопыхатели отправляют хор Грачева на БАМ вместо стран СЭВ, и улыбнемся художественной выдумке киношников. В том же 1972г в Чехословакии гастролировал детский хор (1936 г.р.) В.Соколова института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР.
Но первые гастроли старшей – более профессиональной женской группы БДХ состоялись в ноябре 1970 на комсомольскую стройку в Томскую область – строительство железнодорожной ветки Асино- Белый Яр. Строили её в основном, по воспоминаниям Попова, « зеки », а не комсомольцы, и по мотивам этого концерта с этой сложной публикой в бараке с разбитым пианино, перед
людьми, требующими понятной им музыки (например, Черный кот), снят эпизод сериала с посещением детским хором Бама. Песня Дороги, как я понял там не звучала и мальчиков-хористов на тех гастролях не было. Но всю страну БДХ за советские годы объехал.
Определенно, в искусстве не всё так просто. А в нашем кино ещё и запутаннее. Под законы какого жанра кино можно отнести “подвиги” коллеги и антагониста дирижера Грачева – Василия Кулакова? Даже называть их здесь в дзене небезопасно. Интрига, скажем так, есть и значима даже постановка проблемы. Однако отражается ли в этой “находке” историческая реальность? Учитывая, что поначалу в коллективе Кулакова можно усматривать некую параллель с ансамблем Локтева, в лучшем случае эта сюжетная ветка сериала выглядит фальшиво. А в целом, вольному воля, захотелось режиссеру показать горькую судьбу “своевольного” руководителя детского хора в СССР и назвать это архетипом, пожалуйста. А вот был ли такой в действительности, это большой вопрос. Или архетипы существуют только в головах режиссеров, стремящихся создать интересный фильм согласно законам жанра? О детях в жизни и кино разговор особый.